Выдержка и диафрагма фотоаппарата
Количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата и формирующего изображение, зависит от времени, в течение которого свет воздействует на матрицу (выдержка) и от величины отверстия, через которое этот свет проходит (диафрагма).
В классической фотографии сложились шаги изменения значений выдержка и диафрагма такие, что каждое следующее значение изменяет количество света, попадаемого на световоспринимающий элемент (кадр фотопленки или матрицу) в 2 раза. Мы помним, что значения выдержки обозначаются в виде дробей в долях секунды. Так, стандартные шаги выдержки – 1/30, 1/60, 1/120, 1/250 и т.д... Например, при изменении выдержки с 1/30 до 1/60 количество света уменьшается в 2 раза. То же самое касается и значений диафрагмы. Здесь величины значений диафрагмы изменяются с шагом в √2 (корень из 2) – 1/1.4, 1/2, 1/2.8, 1/4 и т.д. Освещенность матрицы обратно пропорциональна квадрату числа диафрагмы. Поэтому, при изменении диафрагмы с 1/2 на 1/2.8 размер относительного отверстия объектива уменьшается в 2 раза и количество света, попадаемого на матрицу, также уменьшается в 2 раза. Такие шаги изменения выдержки и диафрагмы называют еще «ступенями».
Изменение значений и выдержки и диафрагмы на соответствующее число ступеней позволяет получить нам много комбинаций выдержки и диафрагмы, при которых количество света, попадаемого на матрицу, будет ОДИНАКОВЫМ. Это количество света называется экспозицией, а каждая из комбинаций значений выдержки и диафрагмы, дающих одинаковую экспозицию, называется экспозиционной парой (экспопара). Допустим, для получения снимка требуется экспопара с выдержкой 1/125 и диафрагмой 1/4. Если мы увеличим выдержку на одну ступень – 1/60, то надо уменьшить диафрагму также на одну ступень – 1/5.6. Если же мы увеличим выдержку на 2 ступени – 1/30, то и диафрагму надо уменьшить тоже на 2 ступени – 1/8. Это различные экспопары для получения одинакового количества света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.
Зная эти возможные экспопары, можно при изменении выдержки до необходимого значения определить, насколько надо изменить диафрагму.
Например, на съемке спортивного мероприятия автомат фотоаппарата показал экспопару выдержка и диафрагма - 1/125 и 1/8. При такой выдержке на снимке может получиться смазанное изображение из-за быстрого перемещения спортсмена. Лучше перейти в ручной режим и поставить выдержку короче на одну ступень, 1/250. Но тогда потребуется и диафрагму увеличить на одну ступень – 1/5.6.
Наоборот, при съемке падающей или текущей воды для создания на снимке вида непрерывности потока при той же начальной экспопаре (1/125 и 1/8) потребуется увеличить выдержку на две ступени до 1/30. Тогда потребуется диафрагму уменьшить тоже на две ступени до 1/11.
На современной цифровой технике есть и промежуточные значения как выдержки, так и диафрагмы между ступенями, то есть возможно изменение параметров менее, чем в 2 раза, поэтому будьте внимательны.
Хочу обратить внимание еще на один параметр, изменяющий итоговую освещенность снимка - чувствительность матрицы. При каких-либо постоянных значениях выдержки и диафрагмы путем изменения чувствительности мы можем изменять общую освещенность снимка, т.е. делать его светлее или темнее. Но необходимо помнить, что меняя чувствительность матрицы, мы всего лишь меняем уровень усиления сигнала с матрицы, что может привести к повышению шумов в изображении. Увеличением чувствительности надо пользоваться очень осмотрительно.
Для фотолюбителей очень полезная информация про выдержку и диафрагму
Очень толково все разъяснили. Фото водопада – класс!
Супер подсказки для новичков!
ВЫдержка и диафрагма – прямо музыка! А я только учусь!
Очень толковый сайт. Учусь фотографировать, процесс очень увлекательный. буду заходить в гости!
Отличные пояснения. И меня так учили, правда в платной фото школе
Фото водопада просто супер.